https://vestnik.volbi.ru/


ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN LINGUISTIC EDUCATION: A MORAL ASPECT

Back to articles of current journal
PDF: Author(s): Firsova S. P., Shcheglova N. N.,
Number of journal: 2(71) Date: June 2025
Annotation:

В статье представлен опыт теоретического анализа этических проблем, связанных с внедрением систем искусственного интеллекта (ИИ) в социальную и профессиональную деятельность человека. Анализ педагогической, философской, юридической литературы, а также публикаций по социологии и социолингвистике позволил сделать вывод о достаточном количестве исследований, посвященных проблеме взаимодействия человека с ИИ в современных реалиях техногенного мира, и актуальности разработки проблемы необходимости сдерживания неуправляемо развивающихся систем на основе ИИ с помощью правовых и социальных мер воздействия. Взаимодействие человека с системами на основе искусственного интеллекта становится актуальной проблемой, особенно в области определения границ между разумом человека и искусственным интеллектом, которые лежат не в области разработки новых интеллектуальных систем, а в области соблюдения морально-этических и правовых норм. Решение проблем взаимодействия субъектов образовательного процесса в эпоху ИИ имеет важнейшее практическое значение для педагогов-лингвистов, которые выражают обеспокоенность снижением творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, активно использующих различные технические средства. В статье дана характеристика ИИ, определено его отличие от человеческого интеллекта, обоснована необходимость создания этических стандартов в области ИИ, обозначена необходимость идей «цифрового гуманизма» при разработке и внедрении новых интеллектуальных систем и связанных с этим нравственных проблем, уточнено понятие функциональной неграмотности с позиции современного преподавателя высшей школы. Новизна исследования заключается в выявлении и классификации групп риска при включении ИИ в современное образование. Материалы исследования могут быть использованы учителями, методистами, ИТ-работниками и менеджерами в сфере образования.

Keywords:

artificial intelligence / AI, higher education, dig- ital environment, risks, linguistic education, morality, ethics of AI, digital humanism, ethical standards, functional illiteracy

For citation:

Firsova S. P., Shcheglova N. N. Artificial intelligence in linguistic education: a moral aspect. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Law. 2025;2(71):461—465. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.71.1304.