PDF: |
 |
Author(s): |
Omarova N. O., Ramazanova D. R., |
Number of journal: |
3(72) |
Date: |
September 2025 |
Annotation: |
В статье представлены результаты исследования бизнес-процессов, протекающих в образовательных организациях. Целью данного исследования является анализ бизнес-процессов в Дагестанском государственном университете (ДГУ), а также разработка рекомендаций по повышению их эффективности. В исследовании использовались метод анализа и синтеза, сравнительный анализ, методы функционального моделирования и эмпирические методы. Авторами проанализированы основные и вспомогательные процессы управления вузом. По результатам исследования выявлены факторы, влияющие на эффективность процессов управления вузом. В статье представлены схемы процессов лицензирования и аккредитации образовательных программ, реализуемых ДГУ, а также разработан оптимизированный вариант процессов с учетом использования цифровых технологий. В результате исследования разработана To-Be-модель бизнес-процессов в учреждении. Данная модель представлена в виде графа, построенного в специализированном программном комплексе. Предложенный оптимизированный вариант бизнес-процесса лицензирования и аккредитации образовательных программ, реализуемых в ДГУ, обладает научной новизной. Практическая значимость результатов исследования заключается в оптимизации процесса лицензирования и аккредитации образовательных программ в ДГУ за счет внедрения цифровых технологий на всех его этапах, повышении эффективности управления образовательным процессом, качества работы образовательных организаций, а также удовлетворенности всех участников образовательного процесса. Дополнительно следует отметить, что разработанная модель может быть масштабирована и адаптирована для использования в других вузах, что расширяет область ее практического использования. Особое внимание в исследовании уделено использованию современных информационных систем, обеспечивающих автоматизацию документооборота, мониторинг показателей качества и аналитическую поддержку принятия управленческих решений. Кроме того, в ходе исследования выявлены узкие места в существующих процедурах, предложены инструменты автоматизации отчетности, внедрения электронного документооборота и интеграции с государственными информационными системами, что способствует формированию единой цифровой образовательной среды вуза. Полученные результаты могут служить основой для дальнейших исследований в области оптимизации бизнес-процессов в образовательных организациях. |
Keywords: |
digitalization, educational institutions, busi-
ness processes, modeling, optimization, efficiency, transforma-
tion, licensing, accreditation, educational and methodological
management |
For citation: |
Omarova N. O., Ramazanova D. R. Optimization of business processes of an educational institution (on the exam-
ple of Dagestan State University). Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Law. 2025;3(72):70—77. DOI: 10.25683/
VOLBI.2025.72.1348. |